+

Что такое товарный знак и кому он принадлежит?

Согласно Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» товарный знак – это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, оказываемых услуг или выполняемых работ физических и юридических лиц. 

В ст. 1484 ГК РФ указано, что исключительное право использовать его любым не противоречащим закону способом принадлежит правообладателю – то есть лицу, на чьё имя он зарегистрирован.

Предоставленную возможность часто ошибочно называют авторским правом и товарный знак относят к произведениям искусства или литературы. Но это не так. Авторское право возникает у автора само по себе с момента создания произведения. 

В отличие от него, упомянутое выше право на товарный знак так же, как и его правовая охрана, предоставляется с момента государственной регистрации, т.е. получения соответствующего документа. 

Кто может быть владельцем?

Стоит обратить внимание на ещё одну деталь. Обладателем исключительного права на товарный знак и фирменное наименование может быть только субъект хозяйствования, а это или индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Являясь объектом интеллектуальной собственности, товарный знак получает весь спектр охранных возможностей, направленных на защиту его индивидуальности и риска неправомерного использования.

Следует также разделять понятия товарного знака и фирменного наименования. Первые создаются для различия подобных товаров и услуг, а вторые для идентификации отдельных производителей.

Ваш знак украден? Обращайтесь в суд

Судебная практика по товарным знакам довольно обширна и разнообразна. Статистика последних лет говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев суд при рассмотрении дел этой категории становится на сторону владельца официального свидетельства о регистрации ТЗ или же при большой схожести спорных знаков принимает сторону того, чьё свидетельство выдано раньше. Приведём один пример. 

В сентябре 2009 года компания «Комеди Клаб Продакшн Пте. Лтд», обратилась в Палату по патентным спорам с возражением против предоставления защиты права на товарный знак по свидетельству №350471, выданному на имя ООО «Эсполон». 

ООО «Эсполон», являясь производителем слабоалкогольной продукции, в том числе коктейлей и напитков, рассчитанных на молодёжную аудиторию, подал в Роспатент заявку о регистрации своего товарного знака COMEDY Club. Знак этот очень сильно напоминал заставку известного юмористического шоу с одноименным названием.

Возражения «Комеди Клаб Продакшн» основывались на том, что спорный знак настолько похож на её собственный и фирменный стиль, что легко может ввести потребителей в заблуждение по поводу его настоящего происхождения.

ООО «Эсполон» в свою очередь настаивало на том, что при всей своей схожести знаки используются для индивидуализации абсолютно разных видов услуг и товаров: один для телешоу, а другой для слабоалкогольных коктейлей. 

Выслушав обе стороны и изучив материалы дела, суд согласился с доводами «Комеди Клаб Продакшн» о том, что её знак зарегистрирован намного раньше, чем знак ООО «Эсполон» и вызывает у потребителей чёткие ассоциации с юмором и творчеством. Производство алкоголя с почти идентичной картинкой на этикетке является неправомерным, так как представляет собой обман покупателей и попытку продать им продукт, не имеющий к COMEDY Club никакого отношения. В результате в правовой охране товарного знака по заявке №350471 ООО «Эсполон» было отказано.