Войны за бренд: тактика атак и обороны
Войны за бренд: тактика атак и обороны
29 июня 2015 года
Марина Николаева, юрист юридической фирмы "Интеллектуальный капитал" о регистрации товарных знаков, для Право.ru.
В попытке удержать или привлечь потребителя производители всё активнее пытаются защитить бренды, товарные знаки и торговые марки. Начало месяца в Европейском суде ознаменовалось двумя патентными спорами известных компаний: за патенты боролись французский дом моды Louis Vuitton и всемирно известный производитель игрушек Lego. Если первым не удалось оставить за собой право на знаменитые "клеточки", то вторые смогли защитить свои права. "Право.Ru" изучает, можно ли зарегистрировать права на отдельное слово или цвет, что осложняет рассмотрение патентных дел в российских судах и как защитить интеллектуальную собственность.
Клеточный уровень
Европейский суд общей юрисдикции отказал всемирно известной фешен-компании Louis Vuitton в эксклюзивном праве на знаменитый клетчатый рисунок Damier. Судьи решили, что дизайн, используемый компанией вот уже 123 года, слишком зауряден для того, чтобы объявлять на него монополию.
Знаменитые "клеточки", чаще всего встречающиеся на сумках и кошельках класса люкс, были разработаны Louis Vuitton в 1888 году и год спустя увидели свет на Парижской всемирной ярмарке. Модель претерпела ряд изменений в XX веке, когда Louis Vuitton Malletier дополнила клетки инициалами. В 1998 году компания зарегистрировала свое право на эксклюзивное использование на территории Евросоюза коричнево-бежевой клетки. Черно-серая клетка была зарегистрирована в 2008 году как отдельный товарный знак – конкурентам было запрещено использовать идентичную или схожую модель в товарах, продаваемых в ЕС.
Однако в прошлом году немецкий ретейлер Nanu-Nana потребовал аннулировать регистрацию обоих товарных знаков, сочтя, что они не обладают различительными свойствами в нужной степени. Ретейлер выиграл суд в первой инстанции, и, хотя LV предпринял две попытки оспорить решение суда, обе они не увенчались успехом. Судьи решили, что знаменитый узор не так уж и отличается от обычной клетки, которая имеет длительную историю использования для некоторых категорий товаров, в числе которых – сумки и кошельки. Рисунок воспринимается общественностью как повседневный, решили в суде, не оставив компании шансов на успех. Теперь в тех странах, где этот товарный знак не зарегистрирован на национальном уровне (например, в Великобритании и Ирландии), LV будет сложнее бороться с контрафактом.
Интересно, что Россия к числу этих стран не относится – "квадратики Louis Vuitton" зарегистрированы в качестве товарного знака в России – свидетельство № 535 953, отмечает Марина Николаева, юрист юридической фирмы "Интеллектуальный капитал".